Образование
Информация о реализуемых уровнях образования, о формах обучения, нормативных сроках обучения
О формах обучения: Очная.
О нормативном сроке обучения:
- 9 лет (для обучающихся 1-9 классов по ФГОС О УО 1 вариант),
- 13 лет (для обучающихся 1 доп.-12 классов по ФГОС О УО 2 вариант)
Информация о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы
Государственная аккредитация не предусмотрена.
Информация об общественной аккредитации образовательной организации
Отсутствует
Информация о численности обучающихся
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам: 135 обучающихся.
Информация о результатах приема
Информация отсутствует.
Информация о результатах перевода, восстановления и отчисления
Информация отсутствует.
«Образование» (информация по образовательным программам)
Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУ «Школа № 142» (далее ― АООП) образования обучающихся с нарушением интеллекта разработана в соответствии:
- с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30.12.2022, регистрационный № 71930);
- приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» (зарегистрировано Минюстом России 15.08.2024, регистрационный № 495);
- Федеральным законом от 8 августа 2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП УО, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный № 61573);
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Уставом ГКОУ «Школа № 142».
В основу разработки АООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с нарушением интеллекта возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с нарушением интеллекта.
В основу АООП положены следующие принципы:
- принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с нарушением интеллекта на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с нарушением интеллекта;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с нарушением интеллекта всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
АООП образования обучающихся с нарушением интеллекта на 2025-2026 учебный год включает в себя 2 программы:
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушением интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант2).
Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с нарушением интеллекта, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося.
В соответствии с требованиями Стандарта АООП при необходимости индивидуализируется (разрабатывается специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), в которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с нарушением интеллекта.
АООП для обучающихся с нарушением интеллекта, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с нарушением интеллекта осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
«Образование» (информация по адаптированным образовательным программам)
О языках, на которых осуществляется образование (обучение): русский
Об использовании электронного обучения и дистанционных технологий: При реализации образовательных программ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются
Об учебном плане с приложением его копии: Учебный план 2025-2026 учебный год
Об аннотации к рабочим программам дисциплин:
Рабочие программы по учебным предметам для обучающихся 1-8-х разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О УО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Рабочие программы (1 вариант АООП)
Рабочие программы (2 вариант АООП)
Программы Дополнительного образования
О методических и об иных документах, разработанных организацией для обеспечения образовательного процесса:
Об уровне образования: начальное общее образование
Виды реализуемых программ:
- ЛИЦЕНЗИЯ на осуществление образовательной деятельности
Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности
Информация отсутствует.